О ШУКШИНЕ
Получилось так, что творчество Шукшина, которое есть сплав высокой литературы, высокого искусства и жизни простых людей, родилось в тот период, который называют сменой эпох. Поэтому герои Шукшина, все без исключения, это люди, имеющие душу, которая словно «тревожная кнопка», предупреждает, предвосхищает грядущие перемены, этот неведомый, другой – духовный мир. Поэтому и звучит рефреном почти в каждом рассказе подспудно, «за кадром» – вопрос: «Что с нами происходит?»
Творчество на пороге нового мира. В рассказах Шукшина мы ещё можем уловить образы той, ушедшей, эпохи. Но также ясно и живо в его героях проявлена новая энергия народа, энергия осознания, которая требует выхода. Не случайно ведь родилась мечта о фильме «Степан Разин». И люди почувствовали родство с героями Шукшина. Поэтому его ранний уход, в зените творческой славы, был встречен поистине всенародной скорбью. Он жил и умер как настоящий солдат России.
«Он пулю в животе понес,
Припал к земле, как верный пес…
А рядом куст калины рос –
Калина красная такая…» (В.Высоцкий)
Родился ли тот новый мир, который предчувствовал Шукшин? Сейчас, когда деньги поставлены на пьедестал в качестве мерила всего и вся, когда в человеке разбужено многое нечеловеческое, можно говорить лишь о том, что новый мир пока – в страдании рождения. И это так, потому что даже обычные, мало отличающиеся от других индивиды, моментально попадают под агрессию, если начинают (только начинают) делать что-то человеческое. Например, безвозмездная помощь ближнему сейчас воспринимается как патология. Это нарушение законов хищного мира. Но, судя по этим «звериным» атакам, которые сокрушают душу живую в человеке, рождение нового мира неизбежно. По Шукшину – «смысл всей духовности заключается в том, что она позволяет измерить рост человеческого в каждом человеке».
«Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее» Василий Шукшин.
«Спроси меня напоследок: кого я ненавижу больше всего на свете? Я отвечу: людей, у которых души нету. Или она поганая. С вами говорить - все равно, что об стенку головой биться». Василий Шукшин. «Верую!»
То, что успел написать и создать Шукшин – это очередной дар сообществу землян на пути рождения человека. Его произведения, кому-то казавшиеся простыми, оказались неисчерпаемыми, ибо духовность пока – убегающий в вечность недостижимый горизонт.
Феномен «Шукшинских чтений» – это феномен духовного роста, центр, вокруг которого кристаллизуется и проявляется Дух народа. Это точка, в которой сошлись в единое целое время, пространство и необходимость перемен. Человек должен стать другим, иначе цивилизация не выживет. Дух должен родиться как коллективное Сознание, способное уничтожить войну на планете и принять, в качестве главной ценности, жизнь каждого человека и любого живого существа.
Всем известно высказывание Гераклита Эфесского: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мёртв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мёртвым – дремля, бодрствуя, соприкасается с дремлющим».
Как понять это высказывание Гераклита? Попробуем поразмышлять.
Что значит – в смертную ночь зажигает себе свет сам? Видимо, речь идёт о душе человека. Если при жизни он имел свет (бога) в душе, то этот свет и зажжётся в смертный час. И человек в таком случае не мёртв, но жив, несмотря на то, что очи его потушены.
Но душа его в смертный час соприкасается с мёртвым, то есть с телом, которое перестало быть живым, однако душа с ним ещё не потеряла связь.
Бодрствуя, то есть, имея живое тело при жизни, человек соприкасается с миром вещей, которые не имеют души, а значит и не могут считаться бодрствующими, а только – дремлющими.
Согласно логике Гераклита, если света в душе не было, то её в смертный час ожидает мрак. По сути, Гераклит изложил основы христианства – задолго до явления Христа в этом мире. Так что человек всегда знал, что нужно делать для своего спасения и вечной жизни. Однако люди, всё зная, стараются забыть об этом неудобном знании. Они прислоняются к дремлющим вещам, прикипают к ним, и возникает состояние, когда вещь становится выше человека. Это и есть то самое потребление, в котором мы сейчас барахтаемся. Люди не должны превозносить вещи, деньги и ставить их выше человека. Когда это случается, приходит Вестник. Шукшин – Вестник нового мира, где человек будет бодрствующим, а не дремлющим.
Поэтому Шукшин был необычен, заметен – с первого взгляда становилось понятно, что это не просто человек, но и мощный Дух. Впервые я увидела Шукшина в фильме Сергея Герасимова «У озера». И тогда, и сейчас думаю, что ради него одного стоило создать этот фильм. Жёсткий технарь, главный инженер грандиозного советского проекта, такой железный движитель прогресса – в этой роли Шукшин, казалось бы, не мог быть органичен. Но сквозь это «железо эпохи» Шукшин сумел явить живую душу живого человека. Я смотрела этот фильм много раз – именно ради Шукшина, тогда ещё не понимая, ЧТО заставляет меня делать это.
Шукшин – человек, которого загнала, съела железная машина эпохи. Шукшин – бессмертный Дух, который не оставил без помощи родную землю и людей! Василий Шукшин – большой писатель!
Теги: Василий Шукшин, Бийск, журнал "Огни над Бией"